У нас тут не кино

— Нет у нас пока никаких транзисторов. Может быть, где-то и есть, а мы не видели.

— А про спецовки лучше не спрашивайте. У нас не кино, тут не до внешности.

Ну, спецовки и транзисторы, — это ладно. Нет, так будут. И тогда будет «до внешности». Может быть, даже лучше, что в фильме на этот счет подумали немного вперед? По крайней мере, продемонстрировали какой-то пример. А проблемы? Рабочие проблемы такие же, как в фильме?

— А какие там проблемы? Застрявшую машину вытащить? Так это у нас бульдозер делает. Нет, у нас все интереснее.

— Чем же интереснее?

— А тем, что такое комплектация, знаете?

Опять эта комплектация. Да, знаю уже, что такое комплектация. Это получение комплектов материалов для цикла работ, в результате чего может обнаружиться, что «сначала одного нет, а потом другого». Ну, конечно, нет — так будет. Да и, в конце концов, кино не обязано заниматься проблемой комплектации, так что, как представитель кинематографа, я не чувствую здесь себя виноватой. Кино интересует человек, а не техника. Поэтому лучше спросить, например, про отношения в бригаде. Но тут на меня обрушивается град упреков:

— А почему это его сразу поставили бригадиром? Нет, у нас так не бывает. Пришел из армии, поработай лет десять-пятнадцать. А то сразу — бригадиром. За какие-такие заслуги? Это у вас осечка.

— Я бы с таким бригадиром работать не стал. Бригадир за каждую копейку должен бороться, а он своим рабочим деньги срезает, разве так можно?

Я возражаю:

— А разве неправильно? Ведь он же за качество работы болеет.

— Болеть надо на работе, а не тогда, когда наряды закрываешь. Если ребята что-то плохо сделали — значит сам недосмотрел.

— Он ведь их предупредил.

— Предупреждать мало, поставь дело так, чтобы бригада работала без брака, тогда и деньги все сполна получат.

— Так ведь он и себе убавил.

— Замечательный пример показал? Какой благородный!.. Просто работать не умеет — и все дело. Нет у нас, слава богу, таких бригадиров.

Так. Значит снова придется положиться на время? Нет таких бригадиров, так будут. Мой бодрый рефрен, впрочем, уже замечен, надо мной посмеиваются. Легко и не задумываясь, обещаю я все, чего не хватает: спецовки, транзисторы, комплекты материалов. Они соглашаются: конечно, все это будет; конечно, это не самое главное. Я и не заметила сразу, что была настроена на легкое «туристское» интервью, что пыталась быстро миновать неожиданные препятствия: это, мол, не главное и это не главное. А сейчас думаю, чем это было навеяно? Может быть, отчасти фильмом, который, пожалуй, так же по-туристски «прокатил» меня по стройке, показал бригаду, которая дружески тискает своего бригадира после того как он мужественно урезал ей зарплату? Разве неправильно он поступил? Казалось бы, правильно. Увы, рабочих фильм не убедил. Как раз в этом месте я чувствую, что здесь кинематограф не договорился со зрителем, да еще таким компетентным.

— Поработайте у нас в бригаде, — приглашают меня, — сразу разберетесь, что к чему.
Подбираете жалюзи? Не проблема: вот вам магазин жалюзи Харьков в сети. Загляните.