Наш долг

Один из самых представительных форумов кинематографистов стран Азии и Африки — кинофестиваль в Ташкенте дает художникам широкие возможности: рассказать о современной жизни и прошлом своих стран, поделиться опытом развития национальных кинематографий, обсудить кинофильмы, созданные за последние годы, оценить перспективу развития киноискусства афро-азиатских стран.

Проблемы, которые будут обсуждаться участниками Ташкентского фестиваля, чрезвычайно сложны и разнообразны. Прежде всего, мне думается, следует проследить пути развития национального кинематографа стран Востока, характер его взаимоотношений с древней и современной национальной культурой, с достижениями мирового искусства и мирового кинематографа.

Необходимо отчетливо представлять, что наряду с европейской культурой — культурой высокой, прекрасных традиций и больших достижений — существует глубокая и древняя афро-азиатская культура, в формировании которой отразилось своеобразие исторических, социальных и общественных форм развития народов, населяющих эти континенты. Неблагоразумно противопоставлять эти культуры, утверждать, что одна является вершиной развития человечества, а другая расположена где-то на низших уровнях цивилизации… К сожалению, до сих пор некоторая часть буржуазной европейской интеллигенции относится к афро-азиатской культуре снисходительно. Ответная реакция Востока — настороженное отношение к европейской культуре как к чуждому явлению. Особенно отчетливо эта тенденция проявляется в публицистике и литературе некоторых африканских стран.

Утверждается обособленность каждой из культур, невозможность их взаимопроникновения, абсолютная независимость развития. И та и другая позиции представляются мне неправильными. Нельзя безразлично и тем более высокомерно относиться к тому, что огромные массы людей, проживающих на двух больших континентах, представляют иную, оригинальную культуру, специфически отражающую мир. Нельзя к этому относиться и с чрезмерным восторгом. Крайности всегда огорчительны.

Интересует качественная бутылочка medela с соской calma? Тогда вам следует заглянуть сюда.

Необходимо трезво и доброжелательно отобрать и принести человечеству все лучшее, что создано культурой каждой страны, поскольку все это — составляющие единой человеческой культуры, современной и будущей.

Мне думается, что синтез духовных ценностей, достижений человеческого разума происходит и будет происходить постоянно.

Ташкентский фестиваль в этом отношении очень важен — он позволит обобщить, сделать рельефным и известным все лучшее и прогрессивное, что создано кинематографистами стран Азии и Африки.

В этой статье я попытаюсь в общих чертах определить те причины, те исходные позиции, которые позволили молодому киргизскому кинематографу добиться сегодня некоторых успехов.

Рано или поздно наступает такой момент, когда народ, который долго осваивал новую культуру, входит в большой мир большого современного искусства. Как это происходит?

Ташкентский фестиваль состоится в год, когда наша страна празднует пятидесятилетие образования СССР. Существует очевидная связь между этой знаменательной датой и произведениями киноискусства, которые представят на фестиваль республики Средней Азии.

Ничто не возникает на пустом месте, не происходит само по себе. Трудно, скажем, предположить, что среди австралийских аборигенов вдруг появятся Гете или Пикассо. Для этого нет почвы. Должен возникнуть вполне определенный уровень общей культуры народа — сложный комплекс, к которому наряду с искусством относятся быт, нравственность, экономика, правовые, социальные и политические устои общества.

Я не буду подробно останавливаться на том, что дала киргизскому народу Октябрьская революция, не буду приводить цифры и примеры: того-то не было, а теперь этого столько-то. Я не энтузиаст подобных сравнений — слава богу, Советской власти уже больше полувека и многое должно было проявиться и появиться. Прогресс, свидетелями и участниками которого мы являемся, состоялся именно в результате мощного импульса, который дала революция развитию творческих сил каждого народа.